Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Гунэйского детского сада «Улаалзай» детского сада Агинского района Забайкальского края является нормативно-управленческим документом, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения. Программа разработана рабочей группой педагогов МДОУ в соответствии с:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 (далее ФОП ДО);
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 (далее ФГОС ДО) (с изменениями и дополнениями от 21.01.2019 г, и 08.11.2022 г.);
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы составляет 60% от общего объёма, часть, формируемая участниками образовательных отношений 40%. Обе части программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена выбранная участниками образовательных отношений программа, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальная образовательная программа), отобранная с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, ориентированная на потребность детей и их родителей:
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая программа воспитания;
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО;
‒ календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
- В целевом разделе Программы представлены:
- цели;
- задачи;
- принципы и подходы к ее формированию;
- планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
- характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
- Содержательный раздел Программы включает описание:
- задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
- вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способов поддержки детской инициативы;
- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся;
- образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
- Организационный раздел Программы включает описание:
- психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
- организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
- материально-техническое обеспечение Программы;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа «Буряад хэлээн» определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению бурятскому языку в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Гунэйский детский сад «Улаалзай» для детей средней, старшей и подготовительной группы, рассчитана на три года обучения. В основу легли программы «Сагаан Дали» Могоевой Д.Д.; учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. Они являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Содержание Программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулирована общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам и по сути дела задает конечную результативность (к 6 – 7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п.2.6).
Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметным, природными объектами, так и с текстами, использование игровых приёмов, мотивирующих деятельность детей и пр. они отвечают, как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.
Учебный план является нормативным документом, определяющим максимальный объём учебной нагрузки воспитанников, виды занятий и устанавливает перечень образовательных областей, и объем учебного времени, отводимого на проведение муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Гунэйский детский сад «Улаалзай». В учебном плане представлено распределение количества занятий с воспитанниками, дающее возможность ДОУ использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности при освоении программного содержания по возрастным группам.